Методическая разработка мастер – класса для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Воспитатель:

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

«Цепочка слов»

Цель:

обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросовпереходов.
Например, исходное слово «кошка».

Воспитатель:

Кошка, бывает какая?

Родитель:

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель:

Что еще бывает разноцветным?

Родитель:

Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель:

Каким еще может быть платье?

Родитель:

Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель:

Что еще может быть прямым?

Родитель:

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Семейная олимпиада

Цель:

Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

Например:

трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная...

Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Найди по цвету»

Цель:

закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель:

развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует ... (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились ... (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес ... (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости ... (осенью, весной, зимой).
Собака живет ... (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по...(дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цель:

расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот.

Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

Например:

темно, а наоборот - светло.

друг … враг

можно … нельзя

день … ночь

трудно … легко

радость … грусть (печаль)

быстро … медленно

жара … холод

говорить … молчать

зло … добро

покупать … продавать

правда … ложь

поднимать … опускать

хорошо … плохо

бросать … поднимать

тяжело … легко

прятать … искать

высоко … низко

зажигать … тушить

Скачать: Методическая разработка мастер – класса для родителей «Играя, развиваем речь детей»