Воспитатель:
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
«Цепочка слов»
Цель:
обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросовпереходов.
Например, исходное слово «кошка».
Воспитатель:
Кошка, бывает какая?
Родитель:
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель:
Что еще бывает разноцветным?
Родитель:
Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель:
Каким еще может быть платье?
Родитель:
Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель:
Что еще может быть прямым?
Родитель:
Линия, дорога, взгляд... и т.д.
Семейная олимпиада
Цель:
Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например:
трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная...
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Найди по цвету»
Цель:
закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.
Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово»
Цель:
развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует ... (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились ... (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес ... (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости ... (осенью, весной, зимой).
Собака живет ... (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по...(дороге, воде, рельсам).
«Скажи наоборот»
Цель:
расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот.
Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.
Например:
темно, а наоборот - светло.
друг … враг | можно … нельзя |
день … ночь | трудно … легко |
радость … грусть (печаль) | быстро … медленно |
жара … холод | говорить … молчать |
зло … добро | покупать … продавать |
правда … ложь | поднимать … опускать |
хорошо … плохо | бросать … поднимать |
тяжело … легко | прятать … искать |
высоко … низко | зажигать … тушить |
Скачать: Методическая разработка мастер – класса для родителей «Играя, развиваем речь детей»